Главная страницаБлогРасход топлива

Расход топлива

Любой автомобиль приводится в движение двигателем, подавляющее число которых на данный момент являются двигателями внутреннего сгорания, потребляющими один из видов топлива – бензин, дизтопливо или газ. Очевидно, что для любого транспорта топливо является основным расходным материалом, поэтому расход топлива – фактор, на который в первую очередь обращают внимание автовладельцы, причем вне зависимости корпоративные или частные.

Учитывая медленно растущую стоимость бензина и других видов топлива, уменьшение его расходования относится к важным показателям экономии на эксплуатации – многие автолюбители задумываются о таком параметре, как расход топлива. Очевидно, что расход топлива – это его количество, потребленное для того, чтобы проехать определенное расстояние. Как правило, расход топлива рассчитывается в литрах на 100 километров (л/100 км) – этот показатель является стандартизированным для автомобилей всех марок и всех производителей.

Расход топлива

Как рассчитывается расход топлива

Существует достаточное количество онлайн-сервисов, которые позволяют обычному пользователю рассчитать расход топлива собственного автомобиля – онлайн-калькулятор даст достаточно точный результат на основе данных, предоставленных владельцем. При этом пользователю необходимо знать количество заправленных литров и пройденное расстояние.

Следует выполнить такие действия:

  • Залить полный бак бензина или другого горючего;
  • Проехать 200-300 километров. При этом желательно совместить поездку в городском цикле и по трассе (примерно в соотношении 2 к 1), а также соблюдать обычный для себя ритм и стиль движения (и само собой ПДД) – в таком случае результаты измерения будут более-менее точными;
  • Снова заехать на заправку, снять показания одометра и снова залить полный бак;
  • Отметить точное количество залитых литров;
  • Исходные данные готовы к расчету.

Как ни странно, придется воспользоваться именно «ручным» способом измерения – показания бортового компьютера основаны на собственных алгоритмах и дают приблизительные значения. Итак, расчет расхода топлива производится по формуле: количество израсходованных литров горючего делится на пройденное расстояние и умножается на 100.

Как рассчитывается расход топлива

Для примера: автомобиль проехал 330 км, израсходовав при этом 27,5 литров горючего. Таким образом, 27,5/330*100 = 8,33 л/100 км, что вполне приличный и приемлемый результат.

Зачем нужен расчет расхода топлива?

Показатель расхода горючего на 100 км – весьма важное значение, используемое в повседневной жизни, причем как частными лицами, так и организациями. Во-первых, зная расход на 100 км, можно хотя бы примерно рассчитать требуемое количество горючки на длительную поездку и примерно составить маршрут с заездами на заправки. При этом можно учитывать предпочтительные сети заправочных станций, например, по качеству топлива, обслуживанию или дополнительным услугам, также рассчитать места ночевок и других остановок, чтобы совмещать их с заправками.

Также знание расхода на 100 км позволяет вычислить сумму финансовых затрат на поездку – для этого примерное количество литров умножается на стоимость 1 литра. Очевидно, что финансовая составляющая играет важную роль не только для частных автовладельцев – для корпоративных пользователей стоимость доставки входит в себестоимость любой продукции и может составлять до 15-20% цены конечного продукта на прилавках.

Кроме того, зная базовые показатели расхода топлива собственного автомобиля, владелец может диагностировать какие-либо неполадки при резком росте потребления.

Что влияет на показатель расхода?

Вполне понятно, что все автомобили расходуют горючее по-разному – даже одинаковые машины, которые только что сошли с конвейера отличаются по потреблению, причем сначала незначительно, а затем в зависимости от сопутствующих факторов. Именно поэтому показатель расхода топлива, указываемый производителем в паспорте – величина лишь приблизительная.

В первую очередь это связано с тем, что тестовые замеры по расходованию горючего автомобилем производятся практически в идеальных условиях – на стендах, условно имитирующих городской цикл или движение по скоростной трассе. Собственно эти цифры обычно и указываются: городской режим с относительно невысокими скоростями и с частыми остановками и началом движения (светофоры и пробки), скоростной режим на автомагистрали, где скорость примерно постоянная, и смешанный цикл (примерно 2/3 городского и 1/ трассы). Учитывая «идеальные» условия для тестов, показатели расхода горючего на 100 км будут также идеальными, причем в 99% случаев меньшими от реальных значений – факторы, на них влияющие разберем в другом разделе.

Что влияет на показатель расхода

Что влияет на расходование горючего?

Наиболее очевидным фактором, влияющим на потребление автомобилем топлива является его класс и объем двигателя. Даже для легковых машин заметна разница между малолитражкой с двигателем в 1,1 литра и громадным внедорожником с 4-хлитровым движком – для джипа литр топлива уйдет только на прогрев. Естественно, что все производители стремятся уменьшить потребление горючего – например, двигатели с турбонаддувом экономичнее базовых вариантов, но зато более прихотливы в эксплуатации и обслуживании.

По мнению многих автоэкспертов среди аспектов, активно влияющих на расходование топлива, выделяются: человеческий фактор, аэродинамические показатели автомобиля, технические характеристики, электрика и электроника, дорожные и метеорологические условия. Постараемся их разобрать подробно, чтобы у владельцев автотранспорта было достаточно полное представление, где и как можно уменьшить потребление собственной машины.

Человеческий фактор

Человеческий фактор – одна из важных причин перерасхода горючего, причем касается этот аспект всех без исключения водителей, без различия по полу, возрасту и стажу вождения.

Стиль вождения – один из самых существенных: несмотря на то, что агрессивный стиль с резкими разгонами и остановками приносит удовлетворение и удовольствие от поездок (в основном для молодежи, но не факт), такое вождение чревато перерасходом горючки. Это связано с тем, что во время резких стартов и торможений потребление существенно увеличивается – при начале движения при повышенных оборотах увеличивается подача топлива в цилиндры, которое в итоге сгорает не полностью, а при торможении набранная кинетическая энергия преобразовывается в тепло (нагреваются колодки). Благодаря агрессивному стилю вождения владелец дополнительно тратит до 20% горючего – немалая цифра.

Езда на непрогретом двигателе также весомая причина перерасхода, поскольку в таком случае также происходит неполное сгорание топлива. При этом длительная работа на холостых оборотах также ведет к излишним тратам – двигаться можно после того, как упали обороты двигателя, но не стоит в первые минуты делать резких ускорений.

Перегруз машины оборачивается потерей не только скорости, но и увеличением расхода топлива до 30%. При этом перегрузом считается не только лишние пассажиры, но и загруженный до крышки багажник, а прицеп может «подъедать» процентов 10 лишнего горючего.

Пониженное давление в колесах хоть и несколько увеличивает их сцепление с дорожным покрытием, но повышает расходование горючего.

Размеры колеса должны соответствовать тем, что прописаны производителем – установка резины увеличенного диаметра также пагубно сказывается на расходовании топлива.

Аэродинамика

Аэродинамика автомобилей продумывается дизайнерами и конструкторами с целью снижения сопротивлению встречному воздушному потоку – «зализанные» формы и низкая посадка машины позволяют уменьшить сопротивление, увеличить скорости и снизить расход горючего в любых скоростных режимах. Именно поэтому все факторы, которые влияют на предусмотренные производителем обводы корпуса увеличивают потребление.

Пустой багажник на крыше примерно на 5%, а груженый на 10-15%.

Открытые окна на скоростях более 50 км/час повышают расход на 1-5%.

Навесное оборудование, неправильно установленные и не предусмотренные конструкцией ветровики, спойлеры, «мухобойки».

Заводская защита двигателя также играет роль в плавном обтекании потоком воздуха корпуса в процессе движения

Электрика и электроника

Электрика и электроника, включенная в цепь автомобиля, является важным потребителем тока, что следовательно влияет на потребление бензина или других видов горючего. Включенные фары повышают расход на 2-3%, примерно также – мощная автомобильная акустика. Наиболее серьезными «пожирателями» горючего являются печка в зимний период и кондиционер в жару – он способен увеличить расход до 15%.

Электрика и электроника автомобиля (расход топлива)

Дорожная ситуация и обстановка

Дорожная ситуация также оказывает существенное влияние на потребление – например, пробки со множественными циклами разгона и торможения заметно увеличивают расход горючки. Кроме того, на расходование топлива влияют качество, состав и состояние дорожного покрытия – при движении по гладкому асфальтированному шоссе расходуется меньше горючего, чем при езде по шершавому асфальту, а тем более по проселочным дорогам.

Метеорологическая ситуация

Метеорологическая ситуация – немаловажный спектр факторов, увеличивающих расходование даже у самых экономичных машин. Например, попутный ветер уменьшит расход за счет придания дополнительного ускорения, а встречный или боковой приводят к дополнительному потреблению горючего. Кроме того, влияют окружающая температура и высота над уровнем моря – чем больше кислорода в воздухе, тем меньше расходование. Очевидно, что дождь, а тем более снег также увеличивают потребление – кроме того, что включена печка, приходится ехать на пониженной передаче, а осадки создают дополнительное сопротивление движению.

Состояние узлов и механизмов

Эксплуатационные причины напрямую связаны с техническим состоянием узлов и механизмов автомобиля.

Неверно отрегулированные тепловые зазоры цилиндров уменьшают мощность, что ведет к дополнительному нагнетанию топлива в двигатель для компенсации и увеличивает расход.

Износ цилиндропоршневой группы оказывает аналогичное влияние.

Неправильно выставленные зазоры свечей зажигания, сбои в их работе.

Изношенность и общее состояние трансмиссии и системы сцепления увеличивают обороты и ведет к дополнительному расходу.

Неотрегулированная или неисправная тормозная система не только влияют на безопасность, но и увеличивают потребление.

Неверно выставленный развал-схождение колес оказывают влияние на управляемость, износ резины и могут привести к дополнительному расходу.

Более вязкое моторное масло, чем рекомендовано производителем, а также отработанное или низкого качества – также факторы повышения расхода.

Забитый воздушный фильтр и/или топливный фильтры увеличивают подачу топлива и его расходование.

Состояние самой топливной системы.

Неверно отрегулированная электроника подачи горючего также сказывается на его потреблении.

Качество используемого топлива напрямую влияет на эффективность его сгорания и расходование, причем не обязательно дорогой бензин (дизтопливо или газ) будут качественными.

Что сделать для экономии топлива?

Что сделать для экономии топлива

Очевидно, что рекомендации по снижению расхода топлива для автомобиля любой марки и класса следуют из источников повышенного потребления:

  1. Заправляйтесь только на проверенных заправочных станциях (лучше сетевых), где качество топлива не вызывает нареканий. Кроме того, такие сети предоставляют дополнительные скидки, баллы и бонусы, позволяющие экономить, а вероятность заливки некачественного горючего существенно ниже;
  2. Как ни странно – точность литража выше при заправке небольшими объемами (10 или 20 литров), чем при заливке до полного бака. Связано это с постоянными проверками контролирующими органами – а измеряются контрольные объемы как раз таким литражом;
  3. Соблюдайте скоростные режимы и минимизируйте агрессивное вождение – постоянная скорость и обороты в районе 2-2,5 тысяч уменьшают расходование топлива;
  4. Постоянный контроль технического состояния узлов и агрегатов не только повышает безопасность и комфортность вождения, но и снижает расход;
  5. Уменьшите количество поездок с включенным кондиционером и/или открытыми окнами – естественно, не в ущерб собственному комфорту;
  6. Регулярно проверяйте давление в шинах, желательно «на холодную», поскольку даже непродолжительная поезда нагревает в них воздух и увеличивает давление;
  7. Техосмотр и регулярная замена масла также снизят потребление;
  8. Избегайте перегруза, а когда такой возможности нет – соблюдайте скоростные режимы и будьте готовы к существенному перерасходу;
  9. Избавьтесь от непредусмотренных конструкций или не рекомендованных производителем «украшений», ухудшающих аэродинамику;
  10. По возможности избегайте поездок в плохую погоду и часы пик.

Наш онлайн-калькулятор позволит автовладельцам быстро и просто рассчитать количество потребляемого топлива в стандартном режиме, а также с учетом всех факторов, увеличивающих расход – достаточно заполнить требуемые поля и получить ответ. Онлайн калькулятор топлива.