Любой автомобиль приводится в движение двигателем, подавляющее число которых на данный момент являются двигателями внутреннего сгорания, потребляющими один из видов топлива – бензин, дизтопливо или газ. Очевидно, что для любого транспорта топливо является основным расходным материалом, поэтому расход топлива – фактор, на который в первую очередь обращают внимание автовладельцы, причем вне зависимости корпоративные или частные.
Учитывая медленно растущую стоимость бензина и других видов топлива, уменьшение его расходования относится к важным показателям экономии на эксплуатации – многие автолюбители задумываются о таком параметре, как расход топлива. Очевидно, что расход топлива – это его количество, потребленное для того, чтобы проехать определенное расстояние. Как правило, расход топлива рассчитывается в литрах на 100 километров (л/100 км) – этот показатель является стандартизированным для автомобилей всех марок и всех производителей.

Как рассчитывается расход топлива
Существует достаточное количество онлайн-сервисов, которые позволяют обычному пользователю рассчитать расход топлива собственного автомобиля – онлайн-калькулятор даст достаточно точный результат на основе данных, предоставленных владельцем. При этом пользователю необходимо знать количество заправленных литров и пройденное расстояние.
Следует выполнить такие действия:
- Залить полный бак бензина или другого горючего;
- Проехать 200-300 километров. При этом желательно совместить поездку в городском цикле и по трассе (примерно в соотношении 2 к 1), а также соблюдать обычный для себя ритм и стиль движения (и само собой ПДД) – в таком случае результаты измерения будут более-менее точными;
- Снова заехать на заправку, снять показания одометра и снова залить полный бак;
- Отметить точное количество залитых литров;
- Исходные данные готовы к расчету.
Как ни странно, придется воспользоваться именно «ручным» способом измерения – показания бортового компьютера основаны на собственных алгоритмах и дают приблизительные значения. Итак, расчет расхода топлива производится по формуле: количество израсходованных литров горючего делится на пройденное расстояние и умножается на 100.

Для примера: автомобиль проехал 330 км, израсходовав при этом 27,5 литров горючего. Таким образом, 27,5/330*100 = 8,33 л/100 км, что вполне приличный и приемлемый результат.
Зачем нужен расчет расхода топлива?
Показатель расхода горючего на 100 км – весьма важное значение, используемое в повседневной жизни, причем как частными лицами, так и организациями. Во-первых, зная расход на 100 км, можно хотя бы примерно рассчитать требуемое количество горючки на длительную поездку и примерно составить маршрут с заездами на заправки. При этом можно учитывать предпочтительные сети заправочных станций, например, по качеству топлива, обслуживанию или дополнительным услугам, также рассчитать места ночевок и других остановок, чтобы совмещать их с заправками.
Также знание расхода на 100 км позволяет вычислить сумму финансовых затрат на поездку – для этого примерное количество литров умножается на стоимость 1 литра. Очевидно, что финансовая составляющая играет важную роль не только для частных автовладельцев – для корпоративных пользователей стоимость доставки входит в себестоимость любой продукции и может составлять до 15-20% цены конечного продукта на прилавках.
Кроме того, зная базовые показатели расхода топлива собственного автомобиля, владелец может диагностировать какие-либо неполадки при резком росте потребления.
Что влияет на показатель расхода?
Вполне понятно, что все автомобили расходуют горючее по-разному – даже одинаковые машины, которые только что сошли с конвейера отличаются по потреблению, причем сначала незначительно, а затем в зависимости от сопутствующих факторов. Именно поэтому показатель расхода топлива, указываемый производителем в паспорте – величина лишь приблизительная.
В первую очередь это связано с тем, что тестовые замеры по расходованию горючего автомобилем производятся практически в идеальных условиях – на стендах, условно имитирующих городской цикл или движение по скоростной трассе. Собственно эти цифры обычно и указываются: городской режим с относительно невысокими скоростями и с частыми остановками и началом движения (светофоры и пробки), скоростной режим на автомагистрали, где скорость примерно постоянная, и смешанный цикл (примерно 2/3 городского и 1/ трассы). Учитывая «идеальные» условия для тестов, показатели расхода горючего на 100 км будут также идеальными, причем в 99% случаев меньшими от реальных значений – факторы, на них влияющие разберем в другом разделе.

Что влияет на расходование горючего?
Наиболее очевидным фактором, влияющим на потребление автомобилем топлива является его класс и объем двигателя. Даже для легковых машин заметна разница между малолитражкой с двигателем в 1,1 литра и громадным внедорожником с 4-хлитровым движком – для джипа литр топлива уйдет только на прогрев. Естественно, что все производители стремятся уменьшить потребление горючего – например, двигатели с турбонаддувом экономичнее базовых вариантов, но зато более прихотливы в эксплуатации и обслуживании.
По мнению многих автоэкспертов среди аспектов, активно влияющих на расходование топлива, выделяются: человеческий фактор, аэродинамические показатели автомобиля, технические характеристики, электрика и электроника, дорожные и метеорологические условия. Постараемся их разобрать подробно, чтобы у владельцев автотранспорта было достаточно полное представление, где и как можно уменьшить потребление собственной машины.
Человеческий фактор
Человеческий фактор – одна из важных причин перерасхода горючего, причем касается этот аспект всех без исключения водителей, без различия по полу, возрасту и стажу вождения.
Стиль вождения – один из самых существенных: несмотря на то, что агрессивный стиль с резкими разгонами и остановками приносит удовлетворение и удовольствие от поездок (в основном для молодежи, но не факт), такое вождение чревато перерасходом горючки. Это связано с тем, что во время резких стартов и торможений потребление существенно увеличивается – при начале движения при повышенных оборотах увеличивается подача топлива в цилиндры, которое в итоге сгорает не полностью, а при торможении набранная кинетическая энергия преобразовывается в тепло (нагреваются колодки). Благодаря агрессивному стилю вождения владелец дополнительно тратит до 20% горючего – немалая цифра.
Езда на непрогретом двигателе также весомая причина перерасхода, поскольку в таком случае также происходит неполное сгорание топлива. При этом длительная работа на холостых оборотах также ведет к излишним тратам – двигаться можно после того, как упали обороты двигателя, но не стоит в первые минуты делать резких ускорений.
Перегруз машины оборачивается потерей не только скорости, но и увеличением расхода топлива до 30%. При этом перегрузом считается не только лишние пассажиры, но и загруженный до крышки багажник, а прицеп может «подъедать» процентов 10 лишнего горючего.
Пониженное давление в колесах хоть и несколько увеличивает их сцепление с дорожным покрытием, но повышает расходование горючего.
Размеры колеса должны соответствовать тем, что прописаны производителем – установка резины увеличенного диаметра также пагубно сказывается на расходовании топлива.
Аэродинамика
Аэродинамика автомобилей продумывается дизайнерами и конструкторами с целью снижения сопротивлению встречному воздушному потоку – «зализанные» формы и низкая посадка машины позволяют уменьшить сопротивление, увеличить скорости и снизить расход горючего в любых скоростных режимах. Именно поэтому все факторы, которые влияют на предусмотренные производителем обводы корпуса увеличивают потребление.
Пустой багажник на крыше примерно на 5%, а груженый на 10-15%.
Открытые окна на скоростях более 50 км/час повышают расход на 1-5%.
Навесное оборудование, неправильно установленные и не предусмотренные конструкцией ветровики, спойлеры, «мухобойки».
Заводская защита двигателя также играет роль в плавном обтекании потоком воздуха корпуса в процессе движения
Электрика и электроника
Электрика и электроника, включенная в цепь автомобиля, является важным потребителем тока, что следовательно влияет на потребление бензина или других видов горючего. Включенные фары повышают расход на 2-3%, примерно также – мощная автомобильная акустика. Наиболее серьезными «пожирателями» горючего являются печка в зимний период и кондиционер в жару – он способен увеличить расход до 15%.

Дорожная ситуация и обстановка
Дорожная ситуация также оказывает существенное влияние на потребление – например, пробки со множественными циклами разгона и торможения заметно увеличивают расход горючки. Кроме того, на расходование топлива влияют качество, состав и состояние дорожного покрытия – при движении по гладкому асфальтированному шоссе расходуется меньше горючего, чем при езде по шершавому асфальту, а тем более по проселочным дорогам.
Метеорологическая ситуация
Метеорологическая ситуация – немаловажный спектр факторов, увеличивающих расходование даже у самых экономичных машин. Например, попутный ветер уменьшит расход за счет придания дополнительного ускорения, а встречный или боковой приводят к дополнительному потреблению горючего. Кроме того, влияют окружающая температура и высота над уровнем моря – чем больше кислорода в воздухе, тем меньше расходование. Очевидно, что дождь, а тем более снег также увеличивают потребление – кроме того, что включена печка, приходится ехать на пониженной передаче, а осадки создают дополнительное сопротивление движению.
Состояние узлов и механизмов
Эксплуатационные причины напрямую связаны с техническим состоянием узлов и механизмов автомобиля.
Неверно отрегулированные тепловые зазоры цилиндров уменьшают мощность, что ведет к дополнительному нагнетанию топлива в двигатель для компенсации и увеличивает расход.
Износ цилиндропоршневой группы оказывает аналогичное влияние.
Неправильно выставленные зазоры свечей зажигания, сбои в их работе.
Изношенность и общее состояние трансмиссии и системы сцепления увеличивают обороты и ведет к дополнительному расходу.
Неотрегулированная или неисправная тормозная система не только влияют на безопасность, но и увеличивают потребление.
Неверно выставленный развал-схождение колес оказывают влияние на управляемость, износ резины и могут привести к дополнительному расходу.
Более вязкое моторное масло, чем рекомендовано производителем, а также отработанное или низкого качества – также факторы повышения расхода.
Забитый воздушный фильтр и/или топливный фильтры увеличивают подачу топлива и его расходование.
Состояние самой топливной системы.
Неверно отрегулированная электроника подачи горючего также сказывается на его потреблении.
Качество используемого топлива напрямую влияет на эффективность его сгорания и расходование, причем не обязательно дорогой бензин (дизтопливо или газ) будут качественными.
Что сделать для экономии топлива?

Очевидно, что рекомендации по снижению расхода топлива для автомобиля любой марки и класса следуют из источников повышенного потребления:
- Заправляйтесь только на проверенных заправочных станциях (лучше сетевых), где качество топлива не вызывает нареканий. Кроме того, такие сети предоставляют дополнительные скидки, баллы и бонусы, позволяющие экономить, а вероятность заливки некачественного горючего существенно ниже;
- Как ни странно – точность литража выше при заправке небольшими объемами (10 или 20 литров), чем при заливке до полного бака. Связано это с постоянными проверками контролирующими органами – а измеряются контрольные объемы как раз таким литражом;
- Соблюдайте скоростные режимы и минимизируйте агрессивное вождение – постоянная скорость и обороты в районе 2-2,5 тысяч уменьшают расходование топлива;
- Постоянный контроль технического состояния узлов и агрегатов не только повышает безопасность и комфортность вождения, но и снижает расход;
- Уменьшите количество поездок с включенным кондиционером и/или открытыми окнами – естественно, не в ущерб собственному комфорту;
- Регулярно проверяйте давление в шинах, желательно «на холодную», поскольку даже непродолжительная поезда нагревает в них воздух и увеличивает давление;
- Техосмотр и регулярная замена масла также снизят потребление;
- Избегайте перегруза, а когда такой возможности нет – соблюдайте скоростные режимы и будьте готовы к существенному перерасходу;
- Избавьтесь от непредусмотренных конструкций или не рекомендованных производителем «украшений», ухудшающих аэродинамику;
- По возможности избегайте поездок в плохую погоду и часы пик.
Наш онлайн-калькулятор позволит автовладельцам быстро и просто рассчитать количество потребляемого топлива в стандартном режиме, а также с учетом всех факторов, увеличивающих расход – достаточно заполнить требуемые поля и получить ответ. Онлайн калькулятор топлива.